История чая в России - Константин Абрамович Попов о чайной торговле с Китаем в XIX веке
Антон Ли для Чайной Компании Слон
Одной из наиболее популярных чаеторговых компаний в России на рубеже XIX – XX веков считалось Товарищество чайной торговли «Братья К. и С. Поповы». Эта фирма была открыта в 1842 году выдающимся российским предпринимателем Константином Абрамовичем Поповым (1814 ‒ 22 сент. 1872) вместе с младшим братом Семёном. С тех пор, вплоть до революционных событий XX века, чайное товарищество успешно поставляло ставший популярным напитком чай в Россию из Китая. Среди самых богатых чаеторговцев в России ‒ Усачёвых, Перловых, Сабашниковых, Губкиных ‒ Попов был одним из первых. Первое научное исследование, посвящённое столь значимому для истории русского предпринимательства XIX-XX веков товариществу Поповых, увидело свет лишь в 2000 году1 (правда, в наступившем XXI столетии статей стало выходить гораздо больше).
Успех и процветание чаеторгового товарищества во многом обязано предпринимательской сметке К. А. Попова. Будущий миллионщик родился в 1814 г. в посаде Большие Соли Костромской губернии (ныне – посёлок Некрасовское Ярославской области) в семье провинциального торговца, который умер, когда Константину было всего четыре года. Нелегки были «университеты» будущего «чайного короля»: в 9 лет он недолго учился грамоте у дьячка местной церкви, а в отрочестве был вынужден служить «мальчиком» в трактире. Тем не менее, жажда выбиться в люди у юного костромича была очень велика.
Став богатым, К.А. Попов не забыл о своём нелёгком детстве. По примеру многих богатых предпринимателей XIX века, он тратил огромные деньги на благотворительность. В 1861 г. в Больших Солях бывший воспитанник дьячка открыл Николаевское двухклассное приходское училище, где дети всех сословий получили возможность обучаться, в том числе и бесплатно. Он также реставрировал и строил костромские церкви, основал «Посадский общественный банк». Умирая, К. А. Попов оставил средства на больницу и богадельню, на его же деньги открылась и ремесленная школа2. И это далеко не полный список благих дел чаеторговца.
Рис.01. К. А. Попов в молодости. Фотография из собрания М. Золотарёва.
В возрасте 16 лет Константин Попов стал служить в чайном магазине у купца Алекина. Через три года он перешёл на работу к приказчику Пономарёву, который специализировался исключительно на торговле чаем. За 30-е годы XIX века Константин стал разбираться в тонкостях коммерции, сортах чая, специфике профессии. Уже позже, когда чаеторговая компания Попова получила известность на всю Россию, фирменная продукция стала упаковываться в специальные коробочки с причудливым рисунком, а надпись «Братья К. и С. Поповы» имела узнаваемую манеру написания или, как сейчас бы сказали, логотип. Запоминались и рекламные плакаты чаеторговой компании Поповых.
Рис.02. Коробка из-под чая Товарищества Чайной Торговли "Братья К. и С. Поповы"
Продукция компании чаеторговцев Поповых стала столь популярной, что ей пытались подражать. Весьма характерным был судебный процесс товарищества «К. и С. Поповы» против недобросовестных конкурентов, дискредитировавших их продукцию. Однофамильцы чаеторговцев, братья Александр и Иван Поповы стали продавать свой чай низкого качества, изготовляя коробки и этикетки, схожие по виду с надписью «К. и С. Поповы». В 1888 году состоялся процесс, на котором участвовали такие звёзды адвокатуры как Фёдор Плевако и Николай Карабчевский. В итоге иск торговой фирмы «К. и С. Поповы» был удовлетворён, а конкуренты Александр Попов и его сотрудник Матвей Ботин были осуждены3.
Рис.03. Коробка из-под чая Товарищества Чайной Торговли "Братья К. и С. Поповы"
Но, разумеется, не только и не столько маркетинг составлял основу деятельности компании «К. и С. Поповы». Именно высокая компетенция и качество товара отличали компанию Поповых от конкурентов. Ещё в 1850-х братья Поповы стали возить чай из Китая по суше, обменивая его на русские ткани и сукно в городе Кяхта, расположенном на русско-китайской границе.
Рис.04. Чайный склад в городе Кяхта. Фотография из собрания М. Золотарёва.
В 1861 году за свои заслуги Константин Абрамович Попов был возведён в состояние потомственного почётного гражданина, в 1866 году получил звание коммерции советника4.
Свой почти десятилетний опыт фабрикант обобщил в выпущенной в 1870 году брошюре «О чае и его приготовлении русскими в Китае». Книга вышла в Москве в типографии Кушнерёва. Как оказалось, эта брошюра фактически стала подведением итогов жизненного пути К. А. Попова: через два года промышленник скончался. Дело чаеторговцев было продолжено племянником Константином Семёновичем Поповым. В брошюре составитель К. А. Попов рассматривает практически все стороны культивирования, производства, транспортировки и приготовления чая. Книга была напечатана без малого 150 лет назад, поэтому существует возможность сравнить, как поменялось наше представление о чае за это время.
Рис.05. Брошюра К.А. Попова «О чае и его приготовлении русскими в Китае», 1870 г.
Какие цели преследовал чаеторговец Попов, публикуя свою брошюру? В 1864 году предприниматель был избран депутатом от Кяхтинского купечества для предоставления правительству нужд по местной чайной торговле. В следующем году правительство назначило депутата в комиссию при Министерстве Финансов с целью обcуждения льгот для Кяхтинской торговли5. Таким образом, Попов считал обязанностью дать отчёт для широкого читателя, рассказав об особенностях торговле чаем через Кяхту. Тем не менее, в книге предприниматель даёт вполне понятный намёк, что времена сухопутной торговли подходят к концу и будущее – за морской торговлей.
Кропотливый исследователь дополнил текст иллюстрациями и картой России и Китая, подробно описаны районы культивирования, расчерчены маршруты транспортировки чая по суше и по морю.
Рис.06. Брошюра К.А. Попова «О чае и его приготовлении русскими в Китае», 1870 г. - Карта торговых путей между Россией и Китаем
После англо-китайских Опиумных войн (1840-1842, 1856-1860) британцы начали ввозить в Европу контрабандный чай из Кантона. Импорт дешёвого чая подрывал кяхтинскую торговлю русских купцов. Для того, чтобы поддержать отечественных предпринимателей российское правительство обложило кантонский чай большой пошлиной.
Большую роль в деле развития компании Поповых сыграло семейство кондитерских промышленников Абрикосовых (после революции кондитерская фабрика Абрикосовых стала известна как Бабаевская фабрика). Женившись на Глафире Александровне Мусатовой, сестре жены Алексея Ивановича Абрикосова Агриппины, Попов породнился с этим богатейшим и влиятельнейшим семейством. Именно по инициативе А. И. Абрикосова товарищество Поповых впервые в России стало закупать китайский чай в Ханькоу. Абрикосов обратил внимание свояка на то, что в 1861 году по Пекинскому договору порт Ханькоу на реке Янцзы стал открытым. Таким образом чай можно было возить по морю, что намного дешевле, чем перевозка по суше6.
Рис.07. Брошюра К.А. Попова «О чае и его приготовлении русскими в Китае», 1870 г. - Карта торговых путей между Россией и Китаем: Китай крупным планом
Рис.08. Брошюра К.А. Попова «О чае и его приготовлении русскими в Китае», 1870 г. - Карта торговых путей между Россией и Китаем: пояснения к карте
За год до публикации брошюры, в 1869 году в Египте был торжественно открыт Суэцкий канал. Таким образом, морской путь становился ещё короче и, следовательно, увеличивалась выгода перевозки по морю.
Однако в брошюре Попов упоминает один нюанс:
«караванные чаи, идущие через Кяхту имеют и навсегда сохранят свое преимущество пред чаями, привозимыми из тех же провинций Китая путем морским, и вот почему: для сухопутной караванной отправки чаи несравненно менее подсушиваются, чем для транспорта морем, поэтому в них сохраняется гораздо более живого начала и природного аромата: дорога только улучшает их; совершенно иное бывает с чаем, который отправляется путем морским, он требует полной подсушки, иначе, находясь, на море более четырёх месяцев и подвергаясь постоянному влиянию морской атмосферы, он легко может принять сырость и сделаться негодным к употреблению»7.
Однако были недостатки и у сухопутного пути, помимо дороговизны и потери времени:
«ни одно страховое общество не принимает на страх чаев, идущих сухопутно из Китая»8.
Итак, к концу XIX столетия морской путь перевозки стал более предпочтительным.
Не зря Попов настаивает на том, что именно русские предприниматели должны были заниматься обработкой чай на фабрике самостоятельно. Китайцы могли обмануть русских покупателей, продав некачественный чай. Итак, доверенные Попова Иванов, Окулов и Токмаков арендовали одну из чайных фабрик на плантациях в Хубее (в местечке Цуньян). При этом владелец полностью отстранялся от какого-либо контроля над фабрикой. Русский доверенный выплачивал ему от 3 до 4% от дохода с тем условием, что он предоставлял все инструменты: сита, веялки корзины и остальное. Первый год аренды фабрики оказался неудачным, однако на следующий год был изготовлен чай вполне приемлемого качества. К 1869 году в Китае было арендовано уже 15 фабрик9.
Рис.09. Брошюра К.А. Попова «О чае и его приготовлении русскими в Китае», 1870 г. - Список арендованных русскими торговцами фабрик в Китае к 1869 г.
В своей брошюре К. А. Попов приводит энциклопедические сведения о чае. Например, небесполезным будет ознакомиться с его представлениями о том, когда чай появился в России. Итак, чаеторговец сообщает:
«До XVII столетия чай был неизвестен в Европе. Первые из государств, познакомившиеся с его употреблением были: Россия и Голландия. Россия — в 1638 году, следующим образом: русское посольство [Василия Старкова – А. Л.], бывши в Монголии, взамен своих подарков, получило вместе с прочим 200 пачек чая для государя. Послы весьма были недовольны таким ничтожным и совершенно, по их мнению бесполезным подарком, но по необходимости должны были принять его; потом, хотели было его выбросить, но почему-то не исполнили этого, чай уцелел и был привезен в Москву. Здесь оценили этот подарок, и с тех пор чай вошел в употребление сначала как лекарство. В 1674 году чай уже продавался в Москве, но постоянный ввоз его начался только с 1680 г., по заключении торгового трактата с Китаем»10.
Существует и другая точка зрения о появлении чая в России:
«Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю - это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем»11.
Однако на сегодняшний день историки не уверены в правдивости этих сведений. Во второй половине XVI века русские казаки едва закрепились в Западной Сибири, о более серьёзных путешествиях речь не шла. Следов пребываний русских путешественников в Китае нет, контакты с дальней страной не устанавливались, так существовали ли Петров и Ялышев в реальности? Поскольку рукопись, в которой рассказывалось о путешествии казаков Петрова и Ялышева, опубликована известным собирателем XIX века Иваном Сахаровым, получившим печальную известность своими фальсификациями, современные учёные склонны считать путешествие 1567 года вымыслом12.
В своей брошюре чаеторговец Попов давал советы бытового свойства. Например, особое внимание уделяется тому, как правильно заваривать чай. Он пишет:
«Для употребления его, как напитка, надо иметь хорошо вылуженный самовар, чистую и без всякого постороннего вкуса воду (речную или ключевую) и фарфоровый или фаянсовый чайник; говорим фарфоровый или фаянсовый, потому что в последнее время появился новый род чайников, сделанных из британского металла, в которых, говорят, будто бы, чай более дает настоя, но по исследованию это оказывается не совсем верно: опыт показывает, что такой чайник прежде всего сообщает напитку свой металлический запах»13.
Чайный король также не забывает предупредить, что перед заваркой чайник необходимо сполоснуть кипятком. Да и чашки, перед тем, как разливать в них чай, по мнению Попова, следует ополоснуть кипятком. Автор также не забыл напомнить о том, что чай не стоит хранить рядом с ароматными вещами. В России XIX века в бытовых условиях было принято хранить чай, заворачивая его в предметы белья (вспомним, что ещё недавно в нашей стране сограждане прятали деньги в чулках). Разумеется, и этого опытный чаеторговец категорически призывал не делать14.
Одной из наиболее ходовых разновидностей возимого из Китая в Европу продукта был так называемый кирпичный чай. Этим названием автор называет высевки из чёрного чая, или осенние остатки грубых частей чая, спрессованные формы. Кирпичный чай подразделялся на два сорта: высевки чёрного чая назывались «чёрненький пекинский», осенние остатки назывались «обыкновенный». Оба сорта пользовались в XIX веке немалой популярностью. Желая доказать распространённость данной разновидности чая, Попов упомянул такую пикантную деталь:
«...обыкновенный кирпичный чай расходится большей частью в киргизских степях и на Кавказе, там его заваривают не так как у нас, а просто варят как суп с кумысом, да ещё прибавляют масла, соли и лепешек и в этом виде употребляют его; такое кушанье называется “затуран”»15.
Любопытной особенностью брошюры К. А. Попова являются интересные детали, которые могут дать представление о культивации и производстве чая. Важной подробностью является процесс произрастания чайного дерева. Чаеторговец отмечает:
«Рассадка деревьев производится обыкновенно в апреле месяце. Для этого вскапывают глинистую почву и растирают попадающийся сланец, затем вырывают в 2 вершка глубины ямки, на расстоянии аршина одну от другой, и в каждую ямку опускают по 3 чайных семечка, в скорлупе которого заключается по три ядра; таким образом каждое ядро даёт по одному стволику, и вот почему чайное деревце часто растет кустиком…»16
Рис.10. Брошюра К.А. Попова «О чае и его приготовлении русскими в Китае», 1870 г. - Чайное деревце
«... Когда семя опущено в ямку, то её закапывают, и посадка деревца окончена. Спустя месяц показывается зелень, через три месяца образуется стволик; а спустя три года — с него добывается чай. Вышина чайных деревьев доходит иногда до 5 футов и более, а толщина никогда не превышает 3/4 вершка в диаметре. Лист его небольшой, зубчатый. Дерево на 10-м году уже начинает понемногу чахнуть и его заменяют новыми отростками. Владелец тщательно ухаживает за участком, подрезывает всякую травку, какая покажется, и 4 раза в год окапывает землю»17.
Таковы особенности культивации чайного дерева.
Рис.11. Брошюра К.А. Попова «О чае и его приготовлении русскими в Китае», 1870 г. - Чайное растение
После этого чай собирали, высушивали, свёртывали листья и выжимали сок. Из корзины с чаем выбирали стебли и сучья. Не менее важным для автора является процесс изготовления чая из чайного листа:
«Принесенный поселянами чай на фабрике подвергают опять просушиванию и подогреванию в таких же точно корзинах, как сказано выше, только корзины становятся не на чашки, а на небольшие углубления, сделанные в полу комнаты и наполненные угольями. Далее повторяется то же самое, что и у поселян, с тою разницею, что чай подогревают раза четыре и мешают при этом руками, не допуская впрочем, чтобы он сделался горячим; это повторяется до тех пор, пока чай совершенно не сделается сухим; после чего он поступает во второе отделение фабрики для просеивания. Тут его сеют через 10 сделанных из бамбука, одно мельче другого, сит. Одновременно с просеиванием чай подвергается охлаждению.Оставшееся в сите мнут немного рукой, и измельчавшийся таким образом чай проходит через сито весь без остатка, точно также поступают с ним, когда он проходит через второе и третье сита. Когда же дойдёт очередь до 4 и 5-го, то его уже не мнут, а оставшееся откладывают в отдельные корзинки. Через последнее сито просеивают только пыль»18.
После этого чай вывеивался, это происходило через специальные веяльные колёса. После этого чай снова высушивался. Затем следовала укупорка чая. Деревянный ящик толщиной в 1/8 вершка оклеивался бумагой и оплетался бамбуком в два ряда. Некоторые сорта чая укупоривались в ящик из листового свинца. Здесь чай оплетался не в два, а в три ряда, и такое место называлось «цибик» от монгольского «плетушка»19. Несмотря на риск утомить читателя излишними технологическими подробностями, мы приводим пространные цитаты для того, чтобы продемонстрировать личную заинтересованность и вовлечённость предпринимателя в деле.
Рис.12. Константин Абрамович Попов, Коммерции Советник. Фотография из собрания М. Золотарёва.
Меняются знания, меняются технологии, меняются и вкусовые пристрастия людей, но любовь к чаю за 150 лет не изменилась. Именно такой вывод можно сделать, прочитав брошюру коммерции советника К. А. Попова. В ней оборотистый коммерсант, поднявший с нуля до всероссийских масштабов чаеторговую компанию, подвёл итоги своей жизни. Книга украшена иллюстрациями и содержит карту транспортировки чая из Китая в Россию. Рассказывая о производстве и экспорте чая, сам не желая того, «чайный король» поделился с современным читателем секретом своего успеха. Этот секрет заключается в том, что Константин Попов проявил себя истинным энтузиастом своего дела, зная тонкости чайного дела в деталях, его не отталкивала новизна (вывоз чая по морю и открытие фабрик русскими на территории Китая). Однако о транспортировке чая по морю коммерсант рассказал совсем немного, буквально намёками. И это неудивительно. Настоящий предприниматель никогда не стал бы раскрывать абсолютно всех своих секретов. Неудивительно, что при племяннике и тёзке основателя дела, Константине Семёновиче Попове чаеторговая компания, унаследованная им после смерти дядюшки, стала одной из ведущих в России, получала награды и завоёвывала призы на международных выставках.
Список использованной литературы и информационных и фото источников:
1Наумова Г. Р., Сиротина О. А. "Поповы К. и С. Братья". Товарищество чайной торговли и складов. (Об информационных возможностях представительских материалов) // Индустриализация в России. № 9. М. 2000.
2[Электронный ресурс] Ярославское купечество // Ярославские форумы. (Дата обращения: 21.11.2018)
3[Электронный ресурс] Жирнов Е. Хлеб наш поддельный // Коммерсант. Деньги. 01.06.2009. Интернет-портал издания «Коммерсант». (Дата обращения: 21.11.2018)
4Ефимович И. Попов Константин Абрамович // Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М., 1896-1918. Т. 20. С. 549-550.
5[Электронный ресурс] Попов Константин Абрамович // История Российского Предпринимательства. Энциклопедия. (Дата обращения: 21.11.2018)
6[Электронный ресурс] Ульянова Г. Чаеторговец Попов // “Русский мир.ru” 2015. № 11. (Дата обращения: 21.11.2018)
7Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 32-33.
8Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 32.
9Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 32.
10Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 12. Нерчинский договор с Китаем был подписан в 1689 году.
11[Электронный ресурс] Бородин А. Чай по-русски // Портал «Кулинарный Эдем». (Дата обращения: 21.11.2018)
12[Электронный ресурс] Аванесова А. Как Россия перешла на чай // Портал «Русская семёрка». (Дата обращения: 21.11.2018)
13Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 10-11.
14Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 10-11.
15Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 8. Для удобства читателя текст отредактирован согласно нормам современной орфографии.
16Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 13-14.
17Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 13-14.
18Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 16-17.
19Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. М.: Тип. Кушнерёва. 1870. С. 16-17.
0 comments