Как гадать на кофейной гуще?

В наши дни, когда все всё делают "на бегу", люди чаще выбирают растворимый кофе, не тратя своего времени на приготовление натурального напитка, или же заказывают любимый напиток в кафе. А в не таком уж и далеком XIX веке, когда было принято варить кофе, особой популярностью пользовался вид гадания на кофейной гуще. Будущее представляли себе также по рисунку из чаинок. По-научному ворожба о будущем при помощью осадка, образующегося на дне чашки с чаем либо кофе, а также по осадку на дне бокала с вином называется тассеография, или тассеомантия. Среди случайно получившихся узоров кофейного осадка можно разглядеть линии, кружки, ромбики, короны, квадраты, кресты, овалы, самые зоркие увидят дома, животные, человеческие фигуры, деревья, цветы, буквы и цифры. Каждый из узоров толкуется по-своему.

Гадание на кофейной гуще существует столько же, сколько человечество употребляет кофе. Существует легенда, будто бы ещё в Древнем Египте существовало гадание путём опрокидывания воды из сосуда, на дне которого находился песок. По рисункам из песка предсказывали будущее. Как гласит предание, именно этим гаданием знаменитой царице Клеопатре напророчили трагическую гибель. Так, позже, вместо песка появились чаинки и кофейная гуща. В Китае с незапамятных времён до наших дней выходит альманах-календарь Тун Син («книга обо всём»). Это издание, в котором содержится сведения о разных сферах бытовой жизни китайцев, содержит главу о том, как гадать по чаинкам.

Шли годы, ритуалы варьировались согласно переменчивой моде, но именно в эпоху Возрождения появилась необходимость каким-то образом упорядочить способы гадания. Одним из знаменитейших людей, когда-либо занимавшимся этим неблагодарным делом был философ Томмазо Кампанелла (1568-1639). Этот неординарный человек прославился как теолог и мыслитель, написавший утопический трактат «Город Солнца», благодаря чему в Советском Союзе учёный считался одним из социалистов-утопистов. Однако помимо философии Кампанелла увлекался мистицизмом. В 1638 году он предсказал рождение во Франции наследника престола у немолодого короля Людовика XIII. Брак с Анной Австрийской уже в течение 22 лет оставался бездетным, а Франции нужен был дофин. И вот, через скорое время после предсказания в семье французского монарха появился долгожданный сын, будущий король Людовик XIV. Кампанелла сразу же составил дофину гороскоп, согласно которому ему суждено было долго прожить, удачно править и воплотить в жизнь его утопический проект города Солнца. В гороскопе сбылось практически всё, кроме последнего: общество равенства и гармонии великий монарх так и не построил, хотя и заслужил прозвище короля-Солнце.

философ Томмазо Кампанелла

Рис.1. Философ Томмазо Кампанелло

По мнению Кампанеллы, кофе из чашки не обязательно пить. Достаточно было сварить кофе в кофейнике, вылить жидкость, позволить отстояться кофейной гуще в течение долгого времени. После этого нужно было опять залить гущу холодной водой, вскипятить жижу на огне, опрокинуть получившееся в белое чистейшее блюдце и слить жидкость. Получившиеся на блюдце узоры и картинки должны были дать гадателю представление о будущем.

В России гадание на кофейной гуще появилось с приходом кофе: в XVII веке. Именно в к 1665 году придворный лекарь Сэмюэль Коллинз выписал царю Алексею Михайловичу Тишайшему, отцу императора Петра I, такой рецепт: «Варёное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Однако, существует мнение, согласно которому кофе распространилось в России только после того, как Пётр I посетил Европу в ходе Великого посольства 1697-1698 годов. В известном сатирическом журнале Н. И. Новикова «Живописец» сообщалось о легкости, с которой можно «целый лист госпож, девиц и мужчин предъявить, кои при приключившихся случаях за кофейницами посылают»1. «Кофейницами» называли специально обученных женщин, которые, «смотря на разные черты и виды приставшего к бокам чашки вареного кофея, в удовлетворение суеверных на требования или сумнения их делают разные угадывания». В 1783 году баснописец Иван Андреевич Крылов, в то время не имевший ещё славу баснописца, написал либретто для комической оперы «Кофейница», в которой рассказывалось о проделках гадалки, ворожившей на кофейной гуще.

Художник Роман Максимович Волков написал Портрет баснописца И.А. Крылова в 1812 г.

Рис.2. Р.М Волков "Портрет баснописца И.А. Крылова" 1812 г.

Существует также легенда, что в 1799 году император Павел I принимал у себя цыганку, которая якобы нагадала на кофейной гуще его скорую гибель.

Во многом, популярность гадания на кофейной гуще объясняется тем, что Православная церковь не рассматривала этот способ предсказания будущего как злостное колдовство. Известно, что церковники безжалостно преследовали колдунов и ворожей, однако на такой простой и невинный способ узнать будущее они смотрели сквозь пальцы, не считая большим грехом.

В романе «Дела давно минувших дней» писатель-историк П. П. Каратыгин рассказал о жизни известной гадалки мадам Шарлотты, которая пользовалась методом тассеографии2. В первой половине XIX века эта петербургская гадалка пользовалась популярностью. Несмотря на то, что слава о ней ходила по всей России, исследователи так до сих пор и не могут сойтись на том, как звали прорицательницу – Шарлотта Фёдоровна или Александра Филипповна. Хотя известно, что фамилия мадам Шарлотты – Кирхгоф, и она была вдовой пастора. Об её искусстве гадалки современники рассказывали удивительные истории.

Светская гадалка Шарлотта Кирхгоф

Рис.3. Знаменитая петербургская гадалка первой половины XIX века мадам Шарлотта

Накануне Отечественной войны 1812 года мадам Шарлотта предсказала императору Александру I предстоящую победу российской армии над блистательной и великой армией французского полководца Наполеона. Не менее точным предсказанием оказалась сказанная гадалкой фраза пришедшему узнать свою судьбу Пушкину: «Бойтесь белого человека». И в самом деле: погубивший великого поэта на дуэли 27 января 1837 года был белокурым. Имеются сведения о том, что мадам Шарлотта предсказала трагическую гибель литератору и дипломату А. С. Грибоедову, а также поэту М. Ю. Лермонтову. Помимо традиционных карт и гадания по ладони прорицательница пользовалась методами тассеографии и была известна как первая петербургская кофейница.

Тому, как трактовать рисунки из кофейной гущи, оставшиеся на дне кофеварки, посвящены целые исследования и трактаты. Самые первые появились, когда в России появилась читающая публика. В 1843 году в Москве вышло из печати издание «ПОЛНЫЙ ОРАКУЛ. Угадывающий и предсказывающий в ясных ответах судьбу ЖЕНИХАМ И НЕВЕСТАМ, холостым и женатым. Составленный по запискам знаменитых астрологов как то: БРЮСА, АЛЬБЕРТА ВЕЛИКОГО и других, для приятного провождения времени с присовокуплением способов гадания на картах и кофе». Издание это, надо сказать, изобилует опечатками и стилистическими огрехами и представляет образчик типичной «жёлтой литературы» XIX столетия. Обратимся же за рекомендациями к этой книге.

СПОСОБ ГАДАНИЯ НА КОФЕЙНОЙ ГУСТОТЕ. ОБЪЯСНЕНИЕ.

  1. Возми кофейной гущи три столовыя ложки и положи в чайную чашку.
  2. Чашку накрой чайным блюдечком и после опрокидывай ее вниз и вверх несколько раз, так, чтоб внутри чашки пристала гуща; потом уже и поставь на стол.
  3. Далее, возми чистой воды, и налив несколько оной в поставленное блюдечко наконец возми чашку за самое дно и опускай ее три раза на блюдечко с водою приговаривая при том, как можно тише, слова: «верность, дружба и согласие». При этом должно как можно наблюдать, чтобы чашечку не опрокинуть и кругом никак не оборачивать и произносить слова должно так, чтобы никто из посторонних не под каким видом не мог их расслушать.
  4. Наконец, приподняв чашечку к верху, смотря на густоту кофе, приставшую к краям оной; а что значит каждый предмет, можешь узнать из следующих изъяснений.

ИЗЪЯСНЕНИЕ: всех знаков и изображений при гадании на кофе, кои показывают ясно ответы на вопрос гадающего.

  1. Тень, изображающая нагаго человека, означает любовникам приятное с удовольствием свидение, и взаимную любовь, а человеку обкраденному, или потерявшему что-нибудь, на всегда невозвратную пропажу.
  2. Тени домов, или комнат не так богатых и великолепных, означает изобилие и богатство, а если представятся комнаты богатые и великолепные, то означает бедность.
  3. Вид башни всегда означает добрый знак, лишь бы только дело, о котором задумано, происходило с рассудком и в совершенном порядке, потому более, что не старанием и не рачением хоть какое дело испортить можно.
  4. Тень, изображающая луга, поля и прочее, значит веселье, радость и исполнение всякого желания.
  5. Дерева на лугах притом видимые; означают иногда препятствие в деле, но если оно будет ведено с благоразумием, то может обратиться в нашу пользу.
  6. Лес означает не ожидаемые и непредвиденные раздоры и несогласия с ближними, например от родственников, от друзей, любовников и прочих...
  7. Если же лес будет окружен речкою, или разделен ею, или подле за нею, означает людей коварные замыслы и намерения злыя, кои впрочем не будут иметь успеха.
  8. Тень церкви, колокольни или другого какого высокого строения значит: любовникам супружество, больному смерть, а отсутствующим нескорое возвращение, обкраденному, хотя вор и сыщется но пропавшего не возвратить.
  9. Изображение лошаде, означает опасност от злых людей, а иногда очень большой убыток.
  10. Вид оленя изображает скорую дорогу, женатым же, что жены им не верны.
  11. Тень ворот означает скорое возвращение, или приезд отсутствующего, или ожидаемого; когда же подле ворот моно различить экипажи, или толпы людей тогда это означает веселую и приятную компанию, если же у ворот будут замечаться изображения животных, то это значит видеть видеть печальную процессию например: похороны.
  12. Вид гор, или утеса значит тоску, грусть и вообще дурное расположение духа.
  13. Тень мельницы значит неосновательные мысли, не правду, и неудачи в предпринятых делах.

NB. По этим показаниям, сравнивая тени и ответы, можно удовлетворить каждому вопросу.3

Печатное издание Новый Полный Оракулъ

Рис.4. Печатное издание "Новый полный оракулъ"

А вот другое издание: «Самый полный новый ОРАКУЛ-ПРОРИЦАТЕЛЬ, удачно предсказывающий будущее по предложенным вопросам, с присовокуплениям легчайшего способа гадать и отгадывать на кофе и бобах и гадательный круг ЦАРЯ СОЛОМОНА». Эта книга была издана в Москве в 1912 году. В данном издании небольшой раздел посвящён тассеографии:

ГАДАНИЕ НА КОФЕ.

Заварить кофе; слить с него жидкость, а осевшую гущу, взяв ложки три, положить в чайную чашку, накрыть последнюю блюдечком и, осторожно опрокинув, поставить блюдечко на стол. Потом взять чистой воды, немного налить ее на блюдечко и, взяв чашку за донышко, как можно тише и осторожнее приподнять и опустить на блюдечко, говоря про себя:

«верность, дружба, согласие».

После этого поднимают чашку кверху и смотрят в ней на приставшую к ее краям кофейную гущу, какие образовались фигуры. По последним-то случайным фигурам и отгадывают судьбу.

  1. Фигура, похожая на формы человеческого тела, значит, любовное свидание, а у кого украли – невозвратимую пропажу.
  2. Фигура дома, комнаты – изобилие и богатство. Неясное изображение этих воображаемых предметов – бедность.
  3. Фигура башни – добрый знак.
  4. Дерево – препятствие; лес – неожиданный раздор, а если представится нечто, похожее на реку – коварных людей для гадающего.
  5. Фигура животных – опасность, убыток; вид горы – тоску, печаль; ворота – гостей; фигура с рогами – дорога; фигура мельницы – ложь, клевета. 4

Теперь погадать на кофейной гуще может каждый желающий. При желании можно обратиться к интернету: способы гадания и толкования знаков за столетия мало изменились. Но стоит ли доверять гаданию на кофейной гуще? Скорее всего, так же, как и ко всякой ворожбе. Недаром же в «Оракуле» прямым текстом говорится: «лишь бы дело происходило с рассудком и в совершенном порядке, потому более, что не старанием и не рачением хоть какое дело испортить можно». К этой рекомендации можно прислушаться и без всякой ворожбы.


Список использованной литературы и информационных и фото источников:

1Крылов И. А. Полное собрание сочинений / Ред., вступ. статья и примеч. В. В. Каллаша. СПб., 1905. Т. 1. С. 4.

2Каратыгин П. П. Дела давно минувших дней. СПб., 1888. С. 21—22, 24.

3Полный оракул... 2-е изд. М.: Типография И. Смирнова. 1843. С. 148-153.

4Самый полный новый оракул прорицатель... М.: Отдел. типогр. т-ва И. Д. Сытина. 1912. С. 100.